О роли консультанта при разработке маркетинговой стратегии Попробуем разобраться в вопросе о том, какова роль консультанта в проектах по стратегическому консалтингу. Оговоримся, что речь идет о проектах, связанных с полноценной разработкой стратегии. Не «подкорректировать», а именно определиться с тем, в каком направлении развиваться. Обсуждению подлежит две альтернативы: «пассивное» участие консультанта и, в противовес ему, «активное» участие консультанта. Первый вариант предполагает, что консультант выступает в качестве носителя методологии и только, своего рода регулировщиком «дорожного движения» (в этом контексте участники движения – это идеи, мнения и предложения, генерируемые участниками процесса), который контролирует соблюдение установленных правил, обеспечивает нормальный ход событий и имеет право регулировать потоки участников движения. В этом случае, консультант наблюдает за правильностью применения методик стратегического анализа, обеспечивает полноту обсуждения, охват всех необходимых аспектов процесса, корректность организации процесса выработки стратегии, правильное оформление и использование результатов процесса. Второй вариант предполагает, что консультант выступает в качестве не только регулировщика, но и участника движения. В этом случае, консультант погружается в дела компании до уровня, обеспечивающего адекватность в вопросах выработки стратегии, наряду с лицами компании полноценно участвует в разработке стратегических альтернатив и их оценке. Какой вариант предпочтительнее для большинства проектов? Есть основания думать, что второй. Постараемся подтвердить это достаточным числом аргументов. Активное вовлечение консультанта в процесс требует расходование большего количества средств, но и позволяет достичь неизмеримо лучшего результата. Основной аргумент в пользу такого вывода состоит в том, что при активном участии консультанта гарантируется принятие решения, отвечающего критериям системного, обоснованного и целесообразного. При этом высока вероятность того, что решение будет иметь серьезный взвешенный характер. Сказанное объясняется тем, что консультант способен в силу широты и глубины своих профессиональных взглядов быстрее достичь появления интересных предложений и решений, с другой стороны, он в этом случае более глубоко и проницательно даст оценку вариантов, предлагаемых Клиентом. В противном случае высока вероятность того, что лица компании примут узкое, консервативное решение, исходя из своего опыта и взглядов, подобно тому как река с трудом меняет собственное русло. Скорее всего, такое решение не будет отвечать требованиям полноты и системности. Наличие двух центров мозговой активности: Клиента и Консультанта обеспечит появление противовесов при разработке решения в виде мнений каждой из сторон по тому или иному предложению. Решение в этом случае будет не только методологически выверенным, но и содержательно наполненным. В первом варианте возможна ситуация, когда Клиент по ряду причин не будет готов наполнить «скелет» методологии нужной информацией и сгенерировать достаточное число инноваций. Консультант окажется вынужденным «подписаться» под выхолощенным вариантом стратегии развития. Предоставление методики, пусть даже и с авторским надзором и умение ее органично и однонаправлено применять в ходе творческого процесса – две разные истории. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в случае активного участи консультанта будет сформулировано решение, как минимум отвечающее признакам качественного. Тогда как, при неактивном участии консультанта неблагоприятное стечение обстоятельств на проекте может привести к отсутствию «вменяемого» решения по развитию компании. Второй вариант – сложнее в реализации, но это лишь подтверждает правильность сделанных выводов. Разве можно рассчитывать на серьезные изменения в бизнесе, осуществляя простые поверхностные изыскания, не обремененные проницательностью и широтой подходов консультантов. Ясно и то, что реализация такой технологии взаимодействия Клиента и консультанта требует полной самоотдачи от Консультанта. Но при этом – очевидно, что результат проекта будет, в хорошем смысле, необратимым для процесса развития компании только при полном включении ресурсов Клиента и Консультанта.
Савельев И.Е. |